Город Вологда — административный, культурный и промышленный центр Вологодской области. Расположен на обоих берегах реки Вологды (приток реки Сухона, одного из истоков Северной Двины).
Город Вологда — административный, культурный и промышленный центр Вологодской области. Расположен на обоих берегах реки Вологды (приток реки Сухона, одного из истоков Северной Двины).
Датой основания Вологды считается 1147 год, к которому относится первое упоминание города в летописях преподобного Герасима. Откуда пошло название города "Вологда" точно не известно, но бытует мнение, что связано оно со словом "волок", так как новгородцы двигали свои ладьи в бассейн Сухоны и Северной Двины именно по волокам. Есть и другая версия, о том, что город назван в честь реки Вологда (на финно‑угорском "чистая вода"). Возможно, слово Вологда происходит от угрофиннского "волок", — "большой лес", среди которого был основан этот город; другие объяснение наименования видят в зырянском "волоква", — "лесная вода" или "ясная вода".
Выгодное положение города Вологды на перекрёстке водных путей сделало город в XIII—XV веках местом междоусобных войн Новгорода и Москвы. Лишь в конце XIV века Московский князь Василий Дмитриевич присоединил Вологду к своим владениям и с этого времени город — удел московских князей.
Важнейшим временем становления Вологды в качестве крупного северного города становится вторая половина XVI века, определившая его социально‑политическое и экономическое значение, планировочную структуру города.
Вологда XVII — начала XVIII веков не только административный центр, но и город через который шла внешняя торговля Московского государства с Западными странами. При Петре I Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей, военных кораблей. В городе строились суда для доставки припасов в Архангельск. Указом Екатерины II Вологда в 1780 году становится центром Вологодского наместничества и Вологодской губернии. В XIX веке Вологда получила тот исторический облик, который характерен для города и сегодня.
На сегодняшний день Вологда — один из наиболее сохранившихся старинных городов страны. Вологда входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием, и в число 42 городов России, архитектурный облик которых взят под особый контроль федеральных органов власти. На ее территории находится 228 памятников архитектуры, истории и культуры, 214 из них взяты под охрану государства.
Софийский собор
Софийский собор расположен в центре города и является первым каменным храмом города. Он построен в 1568‑1570 годах. Строительство храма напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Собор возводился, как почти все большие церкви того времени, по образу Успенского собора в Московском Кремле. В 1571 году Иван Грозный покинул Вологду и больше в нее не приезжал. С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению.
В сентябре 1612 года, во время польско‑литовского нападения на Вологду, Софийский собор разграблен и сгорели его деревянные кровля и маковицы. После разорения собор быстро восстановили, но не полностью. Доделывали и украшали его почти в течение всего XVII столетия. В 1685 ‑ 1687 годах создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова. Главное тематическое содержание росписей собора связано с посвящением его Софии Премудрости Слова Божия.
В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии.
Софийский собор имеет призматическую, близкую к кубу форму, три выступа и пять куполов с очень большими — "сочными" луковицами. Окна щелевидной формы расположены высоко, в два яруса. По воле Ивана Грозного Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо‑восток, причем на север преимущественно.
Собор является памятником культуры федерального значения и функционирует как музейный объект.
Вологодский кремль
Вологодский кремлевский комплекс создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду. В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывшое Архиерейское подворье, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и колокольню. Рядом расположен Софийский собор.
Архиерейское подворье ‑ комплекс сооружений двора вологодских архиепископов.
В комплекс зданий Архиерейского подворья входят: Надвратная Воздвиженская церковь (1687—1692), Архиерейские Палаты, или Симоновский корпус, с церковью Рождества Христова (1667—1670), Экономский корпус (1657—1659), где помещались казенные и казначейские кельи., Гаврииловский корпус (конец XVII в.), Иринеевский корпус (начало XVIII в.) и палаты Иосифа Золотого (XVIII в.), названные так по именам архиепископов, при которых велось строительство. Подворье построено в виде крепости, крепостная стена начинается от колокольни и заканчивается, почти замыкаясь, Воскресенским собором (1772—1776). По стенам с внутренней стороны устроена покрытая односкатной крышей на деревянных столбиках галерея, по которой можно обойти весь двор.
В зданиях Архиерейского подворья размещены экспозиции Вологодского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.
Воскресенский собор построен в северо‑восточном углу высокой каменной стены, где была разобрана для этого угловая каменная башня. Строительство собора началось в 1772 году и закончилось в 1776 году. Построен он архитектором Златицким в стиле барокко. Собор представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Двухъярусные башенки‑главки приделов окружают венчающий собор большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с центральной главой. В середине XIX века интерьер собора расписан ярославским живописцем Колчиным. В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.
Между Софийским и Воскресенским соборами возвышается колокольня, соприкасающаяся с восточной стеной Архиерейского подворья. Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20‑х годах XVII века. Она была деревянная, семистенная. Первая колокольня сгорела, в 1642 году была срублена новая деревянная колокольня. На ней установили "часы боевые с перечасьем".
В 1654‑1659 годах построили каменную восьмигранную шатровую колокольню с восемью пролетами для звука. Небольшая глава на ней и крест были обиты белым железом, на восточной стороне установлен циферблат часов с боем. На каменную колокольню были перенесены колокола с деревянной и куплены новые. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов.
Однако в XIX веке колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и ярус звонов были сняты, а нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой, колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 ‑ 1870 годах по проекту губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.
Колокольня представляет собой высокий восьмигранный столб со стрельчатыми арками звона. Завершается колокольня золоченой главой. Внутри цилиндрической надстройки, выше звона, установлены часы с боем. Циферблаты часов обращены на четыре стороны. На колокольне сохранились колокола XVII‑XIX вв., отлитые русскими, голландскими и немецкими мастерами. У каждого колокола свое название: Большой, или Праздничный (1687), Водовоз (1643), Часовой (1627), Большая Лебедь (1689), "Архангельский" (1689) и др.
Сейчас на колокольне устроена смотровая площадка.
Церковь Варлаама Хутынского
До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена. Церковь Варлаама Хутынского двухэтажная, небольшая была возведена в 1780 году. Облик ее сильно отличается от привычного для русского храма. Нет куполов, форма нестандартна, крыша церкви украшена двумя каменными вазами. Западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя стройными ионическими колоннами. Над ней в глухом рустованном кубе возвышается высокий сквозной четверик звона колокольни, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колоннами и пилястрами. Пилястры поддерживают скромный и легкий фриз. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем. Купол над восточной частью здания сделан в виде овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав на основном объеме храма выступают декоративные вазы на постаментах с лепными гирляндами, делающими вазы очень нарядными. Столь уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядной архитектуры храма.
Ныне церковь занята Вологодскими научно‑реставрационными мастерскими.
Спасо‑Прилуцкий монастырь
Монастырь является одним из самых древних и больших северных монастырей. Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. Спасо‑Прилуцкий монастырь находится в излучине реки Вологды, в бывшем селе Прилуки, вошедшем сейчас в черту города (4 км к северу от центра). Свое название монастырь получил от главного Спасского храма и речной излучины, огибающей обитель.
Спасо‑Прилуцкий монастырь основал в конце XIV века преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец города Переславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV века, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского.
Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского, так как это отвечало стремлением Москвы утвердиться в северных землях. Последующие цари также заботились о его благосостоянии. Великие князья и цари ездили в монастырь на богомолье (Василий III, Иван IV и другие), а игумены его присутствовали на "избирательных" соборах для утверждения на Московском столе нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.
Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с одноименной колокольней. На рубеже XVI ‑ XVII веков в монастыре создаются и другие каменные постройки ‑ трапезная палата с Введенской (теплой) церковью и главные северные Святые ворота с надвратной церковью во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата.
В начале XVII века монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам, была уничтожена значительная часть древнего монастырского архива. Но, несмотря на разрушения и разорения, монастырь быстро восстанавливался и отстраивался. Сейчас архитектурный ансамбль Спасо‑Прилуцкого монастыря включает в себя: Спасский собор с колокольней, надвратную церковь, церковь Вознесения с шатровой колокольней, трапезную церковь с переходами, древне‑настоятельские кельи, Келарский корпус, церковь всех святых, церковь Екатерины, церковь Успения, деревянную. Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Монастырь окружён каменными стенами. В плане образуется неправильный четырёхугольник общей протяжённостью 950 метров с башнями по углам и в середине западной стороны. Толщина стен превышает 2 метра, высота доходит до 7 метров. С наружной стороны стен имелись три яруса бойниц; венчание стен по древней традиции сплошное, не расчленённое на отдельные зубцы. В северной стене имеется въезд в монастырь, Святые ворота, с надвратной церковью Вознесения.
В августе 1924 года монастырь был закрыт, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20‑х годов ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола был устроен кино‑клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.
В 1950‑1990 годах были проведены реставрационные работы. 24 февраля 1992 года монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
Спасский собор Спасо‑Прилуцкого монастыря был возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. Средний барабан большего диаметра и высоты. Каждая глава несет прорезной железный крест. Первый этаж собора со сводчатым перекрытием, крестовые своды верхнего, двухсветного храма поддерживаются четырьмя столбами квадратного сечения и стенами. Стены собора с наружной стороны оформлены четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары.
Собор освещается двойным светом через узкие удлиненные окна. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее ‑ между 1654‑1672 годами.
17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице‑Сергиевой Лавры, Чудова и других монастырей и некоторых московских соборов.
В 1813‑1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма.
В 1959‑1960 годах в соборе укреплены фундаменты, местами переложена кирпичная кладка стен первого этажа. Главы кувшинообразной формы на барабанах собора заменены шлемовидными. Над алтарем устроено новое покрытие из оцинкованной стали.
Скулябинская богадельня
На берегу реки Вологды находится один из лучших особняков Вологды эпохи классицизма. Он был построен вологодскими купцами Скулябиными в 1780‑хгодах. В 1848 году они передали его для "дома призрения бедных граждан", поэтому здание обычно именуют Скулябинской богадельней. Этот дом ‑ образец купеческой архитектуры, в нем объединены воедино жилье и торговые помещения. Его нижний этаж с толстыми стенами и сводчатыми палатами занимали склады и лавки; в верхнем располагались жилые комнаты и парадные гостиные.
Фасады Скулябинской богадельни решены индивидуально. Наиболее пышно и нарядно выглядит обращенный к реке северный фасад, являющийся главным. Центр его отмечен шестиколонным портиком с фронтоном, укороченные ионические колонны которого поставлены на рустованный выступ первого этажа, прорезанный широкой аркой. Небольшие карнизы над окнами второго этажа сделаны в виде полочек на консолях. По фасаду идет тонкая по рисунку лепнина: розетки во фризе и ионики в карнизе, а также часто поставленные модульоны в карнизе фронтона. Нижний этаж западного фасада трактован как аркада с полуциркульными проемами, украшенными архивольтами с замками и полукруглыми нишками. Обрамления окон верхнего этажа здесь разные: они меняют свой рисунок в зависимости от местоположения. Над двумя средними проемами помещены треугольные карнизы на консолях, над следующими окнами — полукруглые фронтоны, а над двумя крайними — такие же карнизы, как на главном фасаде. Первоначальное роскошное убранство интерьеров дома не сохранилось. Особенно эффектными здесь были кафельные печи из расписных, орнаментальных и сюжетных изразцов различных цветов.
После 1917 года богоугодное заведение расформировали. Строению присвоили статус охраняемого государством памятника архитектуры. Заброшенный дом постепенно ветшал, обваливалась лепнина с полуразрушенных стен. Сейчас здание на реставрации.
Дом Засецких
Деревянный одноэтажный дом дворян Засецких с мезонином построен в конце XVIII в. Внешний облик здания и расположенный перед ним палисадник напоминают сельские усадебные постройки. Такие дома в значительной степени определяли застройку города в XVIII‑XIX веков. Центр парадного фасада выделен четырехколонным портиком и мезонином. Колонны играют не только декоративную роль, но и поддерживают балкон‑террасу. Завершается фасад традиционным для Вологды треугольным фронтоном. На рубеже XIX и XX веков здание было перестроено и украшено резьбой.
В интерьере сохранились прекрасные белые кафельные печи в стиле классицизма и тяжелые двери из красного дерева с резьбой крупного рисунка.
Город Вологда — административный, культурный и промышленный центр Вологодской области. Расположен на обоих берегах реки Вологды (приток реки Сухона, одного из истоков Северной Двины).
Датой основания Вологды считается 1147 год, к которому относится первое упоминание города в летописях преподобного Герасима. Откуда пошло название города "Вологда" точно не известно, но бытует мнение, что связано оно со словом "волок", так как новгородцы двигали свои ладьи в бассейн Сухоны и Северной Двины именно по волокам. Есть и другая версия, о том, что город назван в честь реки Вологда (на финно‑угорском "чистая вода"). Возможно, слово Вологда происходит от угрофиннского "волок", — "большой лес", среди которого был основан этот город; другие объяснение наименования видят в зырянском "волоква", — "лесная вода" или "ясная вода".
Выгодное положение города Вологды на перекрёстке водных путей сделало город в XIII—XV веках местом междоусобных войн Новгорода и Москвы. Лишь в конце XIV века Московский князь Василий Дмитриевич присоединил Вологду к своим владениям и с этого времени город — удел московских князей.
Важнейшим временем становления Вологды в качестве крупного северного города становится вторая половина XVI века, определившая его социально‑политическое и экономическое значение, планировочную структуру города.
Вологда XVII — начала XVIII веков не только административный центр, но и город через который шла внешняя торговля Московского государства с Западными странами. При Петре I Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей, военных кораблей. В городе строились суда для доставки припасов в Архангельск. Указом Екатерины II Вологда в 1780 году становится центром Вологодского наместничества и Вологодской губернии. В XIX веке Вологда получила тот исторический облик, который характерен для города и сегодня.
На сегодняшний день Вологда — один из наиболее сохранившихся старинных городов страны. Вологда входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием, и в число 42 городов России, архитектурный облик которых взят под особый контроль федеральных органов власти. На ее территории находится 228 памятников архитектуры, истории и культуры, 214 из них взяты под охрану государства.
Софийский собор
Софийский собор расположен в центре города и является первым каменным храмом города. Он построен в 1568‑1570 годах. Строительство храма напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Собор возводился, как почти все большие церкви того времени, по образу Успенского собора в Московском Кремле. В 1571 году Иван Грозный покинул Вологду и больше в нее не приезжал. С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению.
В сентябре 1612 года, во время польско‑литовского нападения на Вологду, Софийский собор разграблен и сгорели его деревянные кровля и маковицы. После разорения собор быстро восстановили, но не полностью. Доделывали и украшали его почти в течение всего XVII столетия. В 1685 ‑ 1687 годах создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова. Главное тематическое содержание росписей собора связано с посвящением его Софии Премудрости Слова Божия.
В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии.
Софийский собор имеет призматическую, близкую к кубу форму, три выступа и пять куполов с очень большими — "сочными" луковицами. Окна щелевидной формы расположены высоко, в два яруса. По воле Ивана Грозного Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо‑восток, причем на север преимущественно.
Собор является памятником культуры федерального значения и функционирует как музейный объект.
Вологодский кремль
Вологодский кремлевский комплекс создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду. В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывшое Архиерейское подворье, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и колокольню. Рядом расположен Софийский собор.
Архиерейское подворье ‑ комплекс сооружений двора вологодских архиепископов.
В комплекс зданий Архиерейского подворья входят: Надвратная Воздвиженская церковь (1687—1692), Архиерейские Палаты, или Симоновский корпус, с церковью Рождества Христова (1667—1670), Экономский корпус (1657—1659), где помещались казенные и казначейские кельи., Гаврииловский корпус (конец XVII в.), Иринеевский корпус (начало XVIII в.) и палаты Иосифа Золотого (XVIII в.), названные так по именам архиепископов, при которых велось строительство. Подворье построено в виде крепости, крепостная стена начинается от колокольни и заканчивается, почти замыкаясь, Воскресенским собором (1772—1776). По стенам с внутренней стороны устроена покрытая односкатной крышей на деревянных столбиках галерея, по которой можно обойти весь двор.
В зданиях Архиерейского подворья размещены экспозиции Вологодского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.
Воскресенский собор построен в северо‑восточном углу высокой каменной стены, где была разобрана для этого угловая каменная башня. Строительство собора началось в 1772 году и закончилось в 1776 году. Построен он архитектором Златицким в стиле барокко. Собор представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Двухъярусные башенки‑главки приделов окружают венчающий собор большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с центральной главой. В середине XIX века интерьер собора расписан ярославским живописцем Колчиным. В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.
Между Софийским и Воскресенским соборами возвышается колокольня, соприкасающаяся с восточной стеной Архиерейского подворья. Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20‑х годах XVII века. Она была деревянная, семистенная. Первая колокольня сгорела, в 1642 году была срублена новая деревянная колокольня. На ней установили "часы боевые с перечасьем".
В 1654‑1659 годах построили каменную восьмигранную шатровую колокольню с восемью пролетами для звука. Небольшая глава на ней и крест были обиты белым железом, на восточной стороне установлен циферблат часов с боем. На каменную колокольню были перенесены колокола с деревянной и куплены новые. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов.
Однако в XIX веке колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и ярус звонов были сняты, а нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой, колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 ‑ 1870 годах по проекту губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.
Колокольня представляет собой высокий восьмигранный столб со стрельчатыми арками звона. Завершается колокольня золоченой главой. Внутри цилиндрической надстройки, выше звона, установлены часы с боем. Циферблаты часов обращены на четыре стороны. На колокольне сохранились колокола XVII‑XIX вв., отлитые русскими, голландскими и немецкими мастерами. У каждого колокола свое название: Большой, или Праздничный (1687), Водовоз (1643), Часовой (1627), Большая Лебедь (1689), "Архангельский" (1689) и др.
Сейчас на колокольне устроена смотровая площадка.
Церковь Варлаама Хутынского
До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена. Церковь Варлаама Хутынского двухэтажная, небольшая была возведена в 1780 году. Облик ее сильно отличается от привычного для русского храма. Нет куполов, форма нестандартна, крыша церкви украшена двумя каменными вазами. Западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя стройными ионическими колоннами. Над ней в глухом рустованном кубе возвышается высокий сквозной четверик звона колокольни, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колоннами и пилястрами. Пилястры поддерживают скромный и легкий фриз. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем. Купол над восточной частью здания сделан в виде овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав на основном объеме храма выступают декоративные вазы на постаментах с лепными гирляндами, делающими вазы очень нарядными. Столь уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядной архитектуры храма.
Ныне церковь занята Вологодскими научно‑реставрационными мастерскими.
Спасо‑Прилуцкий монастырь
Монастырь является одним из самых древних и больших северных монастырей. Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. Спасо‑Прилуцкий монастырь находится в излучине реки Вологды, в бывшем селе Прилуки, вошедшем сейчас в черту города (4 км к северу от центра). Свое название монастырь получил от главного Спасского храма и речной излучины, огибающей обитель.
Спасо‑Прилуцкий монастырь основал в конце XIV века преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец города Переславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV века, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского.
Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского, так как это отвечало стремлением Москвы утвердиться в северных землях. Последующие цари также заботились о его благосостоянии. Великие князья и цари ездили в монастырь на богомолье (Василий III, Иван IV и другие), а игумены его присутствовали на "избирательных" соборах для утверждения на Московском столе нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.
Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с одноименной колокольней. На рубеже XVI ‑ XVII веков в монастыре создаются и другие каменные постройки ‑ трапезная палата с Введенской (теплой) церковью и главные северные Святые ворота с надвратной церковью во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата.
В начале XVII века монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам, была уничтожена значительная часть древнего монастырского архива. Но, несмотря на разрушения и разорения, монастырь быстро восстанавливался и отстраивался. Сейчас архитектурный ансамбль Спасо‑Прилуцкого монастыря включает в себя: Спасский собор с колокольней, надвратную церковь, церковь Вознесения с шатровой колокольней, трапезную церковь с переходами, древне‑настоятельские кельи, Келарский корпус, церковь всех святых, церковь Екатерины, церковь Успения, деревянную. Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Монастырь окружён каменными стенами. В плане образуется неправильный четырёхугольник общей протяжённостью 950 метров с башнями по углам и в середине западной стороны. Толщина стен превышает 2 метра, высота доходит до 7 метров. С наружной стороны стен имелись три яруса бойниц; венчание стен по древней традиции сплошное, не расчленённое на отдельные зубцы. В северной стене имеется въезд в монастырь, Святые ворота, с надвратной церковью Вознесения.
В августе 1924 года монастырь был закрыт, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20‑х годов ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола был устроен кино‑клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.
В 1950‑1990 годах были проведены реставрационные работы. 24 февраля 1992 года монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
Спасский собор Спасо‑Прилуцкого монастыря был возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. Средний барабан большего диаметра и высоты. Каждая глава несет прорезной железный крест. Первый этаж собора со сводчатым перекрытием, крестовые своды верхнего, двухсветного храма поддерживаются четырьмя столбами квадратного сечения и стенами. Стены собора с наружной стороны оформлены четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары.
Собор освещается двойным светом через узкие удлиненные окна. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее ‑ между 1654‑1672 годами.
17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице‑Сергиевой Лавры, Чудова и других монастырей и некоторых московских соборов.
В 1813‑1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма.
В 1959‑1960 годах в соборе укреплены фундаменты, местами переложена кирпичная кладка стен первого этажа. Главы кувшинообразной формы на барабанах собора заменены шлемовидными. Над алтарем устроено новое покрытие из оцинкованной стали.
Скулябинская богадельня
На берегу реки Вологды находится один из лучших особняков Вологды эпохи классицизма. Он был построен вологодскими купцами Скулябиными в 1780‑хгодах. В 1848 году они передали его для "дома призрения бедных граждан", поэтому здание обычно именуют Скулябинской богадельней. Этот дом ‑ образец купеческой архитектуры, в нем объединены воедино жилье и торговые помещения. Его нижний этаж с толстыми стенами и сводчатыми палатами занимали склады и лавки; в верхнем располагались жилые комнаты и парадные гостиные.
Фасады Скулябинской богадельни решены индивидуально. Наиболее пышно и нарядно выглядит обращенный к реке северный фасад, являющийся главным. Центр его отмечен шестиколонным портиком с фронтоном, укороченные ионические колонны которого поставлены на рустованный выступ первого этажа, прорезанный широкой аркой. Небольшие карнизы над окнами второго этажа сделаны в виде полочек на консолях. По фасаду идет тонкая по рисунку лепнина: розетки во фризе и ионики в карнизе, а также часто поставленные модульоны в карнизе фронтона. Нижний этаж западного фасада трактован как аркада с полуциркульными проемами, украшенными архивольтами с замками и полукруглыми нишками. Обрамления окон верхнего этажа здесь разные: они меняют свой рисунок в зависимости от местоположения. Над двумя средними проемами помещены треугольные карнизы на консолях, над следующими окнами — полукруглые фронтоны, а над двумя крайними — такие же карнизы, как на главном фасаде. Первоначальное роскошное убранство интерьеров дома не сохранилось. Особенно эффектными здесь были кафельные печи из расписных, орнаментальных и сюжетных изразцов различных цветов.
После 1917 года богоугодное заведение расформировали. Строению присвоили статус охраняемого государством памятника архитектуры. Заброшенный дом постепенно ветшал, обваливалась лепнина с полуразрушенных стен. Сейчас здание на реставрации.
Дом Засецких
Деревянный одноэтажный дом дворян Засецких с мезонином построен в конце XVIII в. Внешний облик здания и расположенный перед ним палисадник напоминают сельские усадебные постройки. Такие дома в значительной степени определяли застройку города в XVIII‑XIX веков. Центр парадного фасада выделен четырехколонным портиком и мезонином. Колонны играют не только декоративную роль, но и поддерживают балкон‑террасу. Завершается фасад традиционным для Вологды треугольным фронтоном. На рубеже XIX и XX веков здание было перестроено и украшено резьбой.
В интерьере сохранились прекрасные белые кафельные печи в стиле классицизма и тяжелые двери из красного дерева с резьбой крупного рисунка.
Оригинал статьи: https://ria.ru/20081121/155597214.html